Структура государственного контроля за рекламой. Часть 1

26.08.2016 Структура государственного контроля за рекламой. Часть 1

Главный контролирующий орган в сфере рекламы

Общий надзор за соблюдением рекламного законодательства возложен на ФАС РФ. Если речь идёт о наружной рекламе, то есть о рекламных конструкциях, то надзор осуществляют и другие органы, но об этом мы расскажем чуть позже.

Что входит в функции ФАС РФ?

  • Проведение проверок компаний, работающих в рекламной сфере. Цель проверок - выявить нарушения требований закона «О рекламе» и других нормативных актов.
  • Возбуждение дел при выявлении нарушений рекламного законодательства и их рассмотрение.
  • Возбуждение и рассмотрение дел по административным правонарушениям.
  • Подача исков в арбитражные и другие суды.

Проверки ФАС РФ: плановые и внеплановые

В соответствии с ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" ФАС РФ имеет полномочия проводить плановые и внеплановые проверки.

Данный закон устанавливает особенности проведения таких проверок. Так, внеплановая проверка может быть проведена при получении заявления о нарушении закона. Такое заявление в ФАС могут направить органы МСУ, СМИ, должностные лица самой ФАС, а также любые юридические и физические лица.

Дела по нарушениям законодательства о рекламе и административным правонарушениям

Что о них нужно знать субъектам рекламной деятельности? Во-первых, такие дела рассматриваются независимо друг от друга, поскольку административные нарушения и нарушения рекламного законодательства относятся к разным направлениям правового регулирования. В частности, нужны разные основания для возбуждения таких дел, да и сама процедура рассмотрения по ним разная. Также они предусматривают различные меры наказания.

Нарушение рекламного законодательства

  • Основание для возбуждения дела - представление прокурора, заявление органа МСУ, ФЛ и ЮЛ, либо инициатива ФАС.
  • Правила рассмотрения таких дел утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508 "Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе".
  • По итогу рассмотрения дела ФАС принимает решение: нарушило лицо законодательство о рекламе или нет. Если лицо виновно, выносится предписание остановить распространение рекламы.
  • Если компания устранила нарушения ещё до вынесения решения, то ФАС имеет права предписание не выдавать.
  • Неисполнение решений и предписаний карается повышенной ответственностью. Если ЮЛ вовремя не выполнило предписание об устранении решения законодательства, то рискует получить штраф в размере до 20 тыс. руб. (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ). А за своевременное невыполнение предписания о прекращении нарушения (то есть, если реклама по-прежнему распространяется), компания может быть наказана штрафом до 500 тыс. руб. (ч. 2.4 ст. 19.5 КоАП РФ). 

Нарушение административного законодательства

  • Основание для возбуждения дела - совершение компанией административного правонарушения.
  • В соответствии с КоАП РФ существует 5 составов правонарушений, касающихся именно рекламы и ещё 1 состав, связанный с размещением конструкций в придорожных полосах (ч. 2 ст. 11.21 КоАП РФ).
  • За каждое правонарушение предусмотрена ответственность в виде штрафа.
  • Дела в соответствии с ч. 1 ст. 23.48 КоАП РФ рассматриваются ФАС РФ, результатом является привлечение к ответственности, если доказана вина.
  • Суды рассматривают только дела, связанные с нарушением требований по установке конструкций. Протокол об административном нарушении составляет полиция.
  • ФАС может подать в арбитражный суд 3 вида иска: на запрет рекламы, признание разрешения на её установку недействительным и публичное опровержение недостоверной рекламы.
  • Суд определяет форму, сроки и место публикации опровержения недостоверной рекламы.

Из следующей части данной серии статей вы узнаете, как осуществляется контроль за установкой рекламных конструкций на местном уровне.

Мы используем файлы cookie. Они помогают улучшить ваше взаимодействие с сайтом.