Управление рекламой
Автоматизация учета продаж рекламы на базе 1С:Предприятие
Программное обеспечение для владельцев рекламных ресурсов и рекламных агентств
(495) 287 08 44
(391) 206 11 99
sale@1c-reklama.ru
Задать вопрос
Все поля обязательны для заполнения

Возврат к списку

Неэтичная реклама

14.06.2018

Реклама, как и любая другая деятельность, регламентируется законодательством. На протяжении развития отрасли Определенные рекламные приемы были признаны незаконными. Мы проделали долгий путь со времен продавцов змеиного масла, «подсознательной» рекламы и ничем неприкрытой лжи.

Однако это вовсе не означает, что сегодня реклама невинна и чиста, как слеза младенца. В то время как существуют законы, которые агентства не могут нарушать, ничто не запрещает им обходить их, чтобы добиться своей цели. И они делают это очень часто.

Некоторые агентства или предприниматели просто напросто нарушают закон, используя знаменитую схему «замани и подмени» или размещая рекламу, которая вводит потребителей в заблуждение.

Неэтичная или незаконная. В чем разница?

Иногда реклама одновременно и неэтичная, и незаконная. Например, та же схема «замани и подмени» является не только неэтичной, но и незаконной. Если рекламодатель или предприниматель использует эту схему, он нарушает закон, что грозит ему серьезными последствиями.

Но что насчет неэтичной рекламы? Что ж, неэтичное поведение – это несоблюдение соответствующего отраслевого регламента и правил поведения, а также отсутствие моральных принципов. Вот несколько примеров неэтичного поведения, с которым мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни:

• Врать или изменять супругу

• Ставить себе в заслугу чужие достижения

• Преувеличивать свои навыки в резюме, чтобы получить должность

• Распространять сплетни о знакомых или друзьях

В то время как все перечисленное нельзя назвать хорошим поведением, вас за это не арестуют. Вы просто немного отходите от своих моральных принципов, чтобы получить желаемое. То же самое применимо и в бизнесе. Например, закон не запрещает врачу или стоматологу встречаться со своими пациентами, но это считается неэтичным. Или если сотрудника с фиксированной зарплатой постоянно заставляют работать больше 40 часов в неделю, что провоцирует усталость стресс - это тоже неэтично.

Теперь, когда мы разобрались с тем, где проходит грань между законом и этикой, вот вам несколько примеров того, как рекламщики, маркетологи и предприниматели блюдут эту грань.

Реклама быстрых займов или кредитов «до зарплаты»

Давайте начистоту. Компании, выдающие такие займы, не нарушают никаких законов. Однако их реклама играет на чувствах людей, которые очень нуждаются в деньгах, чтобы купить еду, заплатить по счетам или для других жизненно важных вещей. Среднегодовой доход типичного клиента таких компаний составляет менее 23000 долларов.

Такие займы – это узаконенная форма ростовщичества, которая предлагает получить деньги легко и быстро, но под невообразимо высокий процент, информация о котором указана в самом низу рекламного плаката мелким шрифтом. Насколько невообразимо высок процент, спросите вы? Стандартная ставка для кредита «до зарплаты» колеблется от 391 до 521 процента. Конечно, вы не найдете ни слова об этом в рекламе. Такая реклама носит грабительский и неэтичный характер, она может привести людей к полному разорению.

Политическая реклама

Опять же, политическая реклама не нарушает никаких законов. По крайней мере, не те из них, на основании которых можно было бы подать заявление в суд. Но большая часть политической рекламы носит агрессивный характер, поливая грязью оппонентов. Такая реклама призвана с помощью страха заставить людей проголосовать за нужного кандидата, заставляет их поверить, что если они выберут не того, случится чуть ли не конец света.

Никакой другой вид рекламы не является настолько далеким от правды как политическая реклама. В США противостоящие политические партии расходятся во мнениях по острым социально-политическим вопросам (однополые браки, аборты, права на владение оружием и т.д.), но когда дело доходит до вопросов, которые касаются управления государством, они выдвигают примерно одинаковые программы. И не похоже, что в ближайшем будущем ситуация сколь-нибудь изменится. Агрессивная реклама, хоть и является неэтичной, но зарекомендовала себя как эффективное средство пропаганды. На самом деле, многие из тех, кто принимал участие в недавних президентских выборах в США, говорили, что они не столько голосовали за Трампа, сколько не хотели, чтобы Хилари Клинтон пришла к власти. Это были голоса против Клинтон, реакция на серию агрессивных рекламных роликов, которые запустил предвыборный штаб Трампа.

Любая реклама, которая поощряет неэтичное поведение

Реклама, которая поощряет аморальное или неэтичное поведение, тоже переходит черту приличий. Например, не так давно Reebok запустил рекламу, в которой они поощряли неверность партнеру.

Заголовок гласил «Изменяй своей девушке, а не тренировке». С таким же успехом они могли бы написать «Тренировка как девушка – ей нельзя изменять». Но рекламное агентство и Reebok решили, что первый вариант будет более оригинальным. Может быть, но в то же время неэтичным. В этот список можно добавить: опасное вождение, чрезмерное употребление алкоголя, бунтарское или асоциальное поведение, жестокость по отношению к животным, пренебрежительное отношение к детям.

Использование страха в качестве мотивации

Как говорят журналисты «Если льется кровь, новость пойдет на первую страницу». Но это применимо не только к журналистике. Рекламные агентства и их клиенты любят тактику «страха». Но использовать ее без достаточных на то оснований неэтично. Если вы рекламируете то, что может спасти миллионы жизней, например, реклама против вождения в нетрезвом виде, о соблюдении дистанции между автомобилями на дороге, домашнем насилии, вреде курения и т.д., которая непосредственно работает на благо общества, тогда тактика страха оправдана.

Однако некоторые рекламные агентства используют страх не там, где следует. Например, рассказывая людям о том, в каком ужасающем положении они окажутся, если они не оформят такую-то страховку. Или, намекая на то, что если они не установят такую-то систему безопасности, то их в их дом обязательно вломятся, ограбят, а их убьют. Нельзя страхом заставлять людей покупать. Это просто неправильно.

Недостоверные заявления

И наконец, мы подошли к преувеличению правды. Помните, как KFC решили сменить название на Kitchen Fresh Chicken, потому что жареная пища вредна для здоровья? Это не только вводит людей в заблуждение, но и, по сути, приравнивает жареную во фритюре курицу полезной едой. Чего?! Все мы знаем, что такое KFC и прекрасно понимаем, что он не имеет никакого отношения к здоровой еде. Когда в рекламе делаются заявления, которые вводят людей в заблуждение, это неэтично. Конечно, есть отличие между введением в заблуждение и нарочитым преувеличением. Ни один мужчина всерьез не думает, что если он побрызгается всем известным дезодорантом, то за ним погонится толпа моделей Victoria's Secret. Однако, если вы обещаете, что ваш дезодорант подарит сухость и ощущение свежести на целую неделю, когда на самом деле он работает только в течение одного дня, тогда это не только введение в заблуждение, но и потенциальная причина для коллективного иска.