Автоматизация учета продаж рекламы на базе 1С:Предприятие
Программное обеспечение для владельцев рекламных ресурсов и рекламных агентств
(495) 287 08 44
(391) 206 11 99
sale@1c-reklama.ru
Задать вопрос
Все поля обязательны для заполнения

Возврат к списку

Структура государственного контроля за рекламой. Часть 1

26.08.2016

Главный контролирующий орган в сфере рекламы

Общий надзор за соблюдением рекламного законодательства возложен на ФАС РФ. Если речь идёт о наружной рекламе, то есть о рекламных конструкциях, то надзор осуществляют и другие органы, но об этом мы расскажем чуть позже.

Что входит в функции ФАС РФ?

          1. Проведение проверок компаний, работающих в рекламной сфере. Цель проверок - выявить нарушения требований закона «О рекламе» и других нормативных актов.

          2. Возбуждение дел при выявлении нарушений рекламного законодательства и их рассмотрение.

          3. Возбуждение и рассмотрение дел по административным правонарушениям.

          4. Подача исков в арбитражные и другие суды.

Проверки ФАС РФ: плановые и внеплановые

В соответствии с ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" ФАС РФ имеет полномочия проводить плановые и внеплановые проверки.

Данный закон устанавливает особенности проведения таких проверок. Так, внеплановая проверка может быть проведена при получении заявления о нарушении закона. Такое заявление в ФАС могут направить органы МСУ, СМИ, должностные лица самой ФАС, а также любые юридические и физические лица.

Дела по нарушениям законодательства о рекламе и административным правонарушениям

Что о них нужно знать субъектам рекламной деятельности? Во-первых, такие дела рассматриваются независимо друг от друга, поскольку административные нарушения и нарушения рекламного законодательства относятся к разным направлениям правового регулирования. В частности, нужны разные основания для возбуждения таких дел, да и сама процедура рассмотрения по ним разная. Также они предусматривают различные меры наказания.

Нарушение рекламного законодательства

          • Основание для возбуждения дела - представление прокурора, заявление органа МСУ, ФЛ и ЮЛ, либо инициатива ФАС.i (4).jpg

          • Правила рассмотрения таких дел утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508 "Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе".

          • По итогу рассмотрения дела ФАС принимает решение: нарушило лицо законодательство о рекламе или нет. Если лицо виновно, выносится предписание остановить распространение рекламы.

          • Если компания устранила нарушения ещё до вынесения решения, то ФАС имеет права предписание не выдавать.

          • Неисполнение решений и предписаний карается повышенной ответственностью. Если ЮЛ вовремя не выполнило предписание об устранении решения законодательства, то рискует получить штраф в размере до 20 тыс. руб. (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ). А за своевременное невыполнение предписания о прекращении нарушения (то есть, если реклама по-прежнему распространяется), компания может быть наказана штрафом до 500 тыс. руб. (ч. 2.4 ст. 19.5 КоАП РФ). 

Нарушение административного законодательства

          • Основание для возбуждения дела - совершение компанией административного правонарушения.

          • В соответствии с КоАП РФ существует 5 составов правонарушений, касающихся именно рекламы и ещё 1 состав, связанный с размещением конструкций в придорожных полосах (ч. 2 ст. 11.21 КоАП РФ).

          • За каждое правонарушение предусмотрена ответственность в виде штрафа.

          • Дела в соответствии с ч. 1 ст. 23.48 КоАП РФ рассматриваются ФАС РФ, результатом является привлечение к ответственности, если доказана вина.

          • Суды рассматривают только дела, связанные с нарушением требований по установке конструкций. Протокол об административном нарушении составляет полиция.

          • ФАС может подать в арбитражный суд 3 вида иска: на запрет рекламы, признание разрешения на её установку недействительным и публичное опровержение недостоверной рекламы.

          • Суд определяет форму, сроки и место публикации опровержения недостоверной рекламы.
Из следующей части данной серии статей вы узнаете, как осуществляется контроль за установкой рекламных конструкций на местном уровне.